
«Хабаризация» всей страны

Часть 2

В бюллетене N 21 (115) за 2001 год мы уже писали о том, что государственный пакет
акций закрытого акционерного общества «Республиканская корпорация «Телевидение
и радио Казахстана» был передан в доверительное управление закрытому
акционерному обществу «Агентство «Хабар» ­ 2 августа 2001 года Правительство РК
издало Постановление N 1018 «О некоторых вопросах развития государственного
телевидения и радио». В этом же номере бюллетеня были опубликованы мнения и
комментарии независимых экспертов по этому поводу.

В бюллетене N 22 (116) за 2000 мы сообщали некоторые подробности о ЗАО
«Республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана».

В этом номере мы публикуем подробности о ЗАО «Агентство «Хабар».

«Звездный час» ЗАО «Агентства «Хабар» настал летом 1998 года: тогда
республиканская газета «Казахстанская Правда» опубликовала мелким шрифтом
объявление о том, что государственное предприятие (РГП) «Агентство «Хабар»
преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО) «Агентство «Хабар», которое
выступило полным правопреемником РГП «Агентство «Хабар».

А немного раньше, весной (22 апреля) 1998 года, правительство издало
постановление N 380 «Отдельные вопросы деятельности Республиканского
государственного предприятия «Агентство «Хабар». Согласно этому постановлению,
Министерство финансов Республики Казахстан выделило из республиканского
бюджета в 1998 году 518 млн тенге РГП «Агентство «Хабар» для выполнения
государственного заказа по трансляции программ телевидения ЗАО «ОРТ» (Россия) и
радио «Хабар» за счет уменьшений ассигнований, предусмотренных Республиканской
корпорации «Телевидение и радио Казахстана» по программе «Оплата услуг связи по
распространению государственного телерадиовещания» (выделено нами ­ ред.).

Согласно постановлению, «в целях выполнения государственного заказа по
трансляции программ телевидения закрытого акционерного общества ОРТ (Россия) и
радио «Хабар» (Республиканского государственного предприятия «Агентство
«Хабар») Министерству информации и общественного согласия РК поручалось
«определить объемы вещания и обеспечить непрерывную трансляцию радио
«Хабар» и «Евразия+ОРТ» с сохранением существующих условий распространения
общегосударственных и региональных программ, включая рекламу продукции (работ
и услуг) по государственному заказу».

Постановление также категорически обязывало Мининфо «принять необходимые
меры по исключению несанкционированного прерывания трансляции программ
радио «Хабар» РГП «Агентство «Хабар» и ЗАО «Евразия+ОРТ».

Уже тогда не стоило обольщаться по поводу «скромных» аппетитов РГП «Хабар»
(«выполнение госзаказа по трансляции программ ОРТ и радио «Хабар»). Все было
мудро рассчитано и подсчитано ­ ЗАО «Евразия­ОРТ» имело хорошую прибыль от
рекламы (позже вместе с «Хабаром» оно фактически стало монополистом на
казахстанском телевизионном рекламном рынке). «Радио «Хабар» же, что
называется, «застолбило» участок: передавало новости «Агентства «Хабар»,
исподволь приучая слушателей к «пришествию» ныне крупнейшего в стране медиа­
холдинга.

Собственно, глава ЗАО «Агентство «Хабар», дочь президента Казахстана
Н.Назарбаева Дарига Назарбаева (см. сноску) (в марте этого года она был избрана
председателем Совета директоров ЗАО «Агентство «Хабар») в интервью СМИ и не
скрывала «вопрос государственной поддержки канала». Вот что сказала она в
интервью газете «Новое поколение» (опубликовано 31 марта 2000 года):



«…Нам удалось убедить правительство в эффективности нашего проекта, как
средства спасения государственного телевещания. Мы обещали в короткий срок
стать главным источником информации о стране и для страны. Сегодня без ложной
скромности можно сказать, что львиную долю своих обещаний мы выполнили и не
зря «тратим» деньги налогоплательщиков.

Вопросы финансирования «Хабара» время от времени становятся предметом
политической спекуляции. Во многом это связано, я думаю, с отсутствием
официальной информации о распределении бюджетных средств. Министерству
информации и общественного согласия выделяется годовой бюджет в 1,5 млрд.
тенге, который в свою очередь делится поровну между госканалами «Казахстан­1» и
«Хабар». То есть годовой бюджет Агентства «Хабар», обеспечивающего 12 часов
вещания в день, составляет 741 млн. тенге, из которых 433 млн. тенге (58%)
оплачивается транзитом через наш счет связистам за доставку телесигнала
потребителям. Оставшаяся часть обеспечивает нашу жизнедеятельность. Это ­
заработная плата, расчет за коммунальные услуги, минимальные затраты на
производство программ.

Однако бюджетного финансирования не хватает на развитие канала: на приобретение
необходимого оборудования, модернизацию приемо­передающей сети, покупку
интересных программ (кино, мультфильмы, документальные фильмы), на
производство собственных передач, в том числе и известного сериала
«Перекресток». Средства на эти цели мы зарабатываем сами, благодаря рекламе. За
счет заработанных средств мы также оплачиваем дополнительные к госзаказу 3 часа
вещания. Если вы заметили, в этом году Агентство «Хабар» работает 15 часов в
сутки. Благодаря коммерческим доходам удалось недавно запустить канал
«Хабар­2»…».

Телеканал «Хабар­2» начал вещание на государственном (казахском) языке в марте
2000 года. На вопрос журналистов, кто является учредителем канала и как он получил
частоту, тогдашний министр культуры, информации и общественного согласия
А.Сарсенбаев (ныне ­ Секретарь Совета безопасности) ответил, что учредителем
«Хабар­2» является государство, а частоту канал получил бесплатно, приказом
министра информации.

Что касается финансирования «Хабар­2»…Правительство издало специальное
постановление от 28 декабря 2000 N1912 о выделении средств из резерва
Правительства РК для материально­технического оснащения «Хабар­2».

Видимо, решив подстраховаться от обвинений в протекционизме, правительство
постановило выделить бюджетные деньги Министерству культуры, информации и
общественного согласия РК. Но что меняется от изменения формулировок? 279 850
000 тенге были выделены «из резерва Правительства Республики Казахстан,
предусмотренного в республиканском бюджете на 2000 год на ликвидацию
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иные
непредвиденные расходы» для материально­технического оснащения «Хабар­2».

О намерении правительства и дальше финансово поддерживать «Хабар» заявил
Президент Казахстана (в середине марта 2001 года) на встрече с коллективом
сотрудников республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана» ­
подробности см., пожалуйста, в бюллетене N 8 (102) за 2000 год.

Финансовая поддержка была тогда обещана также и каналу «Казахстан­1». «Речь идет
о создании в южной столице мощного, оснащенного самым современным
оборудованием телерадиокомплекса, и об открытии как минимум, в 10 государствах
мира корреспондентских пунктов каналов «Казахстан­1» и «Хабар». Что же касается
ближнего зарубежья, то, как заявил президент, казахстанские корпункты должны
быть в каждом государстве Содружества», ­ писала тогда газета «Казахстанская
правда».

«Хабар» имеет очень странный статус: с одной стороны, первый общенациональный
телеканал является закрытым акционерным обществом (ЗАО), с другой ­ источники
«Хабара» заявляют, что 100% акций принадлежат государству (департаменту
государственного имущества и приватизации Минфина РК).

Такой же странный «гибрид» и «Хабар­2», который, с одной стороны, как заявляют его
учредители, «содержится за счет средств «Хабара» и «запущен на коммерческие
доходы «Хабара», а с другой ­ его учредителем является государство, частоту канал
получил бесплатно приказом министра информации, а материально­техническое
оснащение было произведено за счет средств госбюджета…



Теперь в эту когорту вошла и «Республиканская корпорация «Телевидение и радио
Казахстана». С одной стороны, министр культуры, информации и общественного
согласия М. Кул­Мухамед на встрече с творческим коллективом «Казахстан­1» заявил,
что 100 процентов акций телерадиокорпорации по­прежнему принадлежит
государству. С другой, в постановлении правительства N 1018 от 2 августа 2001 г.
«Республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана» названа закрытым
акционерным обществом (ЗАО).

Интересно, что в начале 1999 года одно из информационных агентств, ссылаясь на
источник в правительстве РК, сообщило, что «ожидается слияние «Хабар» и
«Казахстан­1» (при этом канал «Казахстан­1» будет отдан частным телекомпаниям)».
Тогда это сообщение было опровергнуто, в частности, президентом Республиканской
Корпорации «Телевидение и Радио Казахстана» Ерланом Сатыбалдиевым, который,
отвечая на вопросы бюллетеня Internews­Казахстан в феврале 1999 года, назвал
предположения о возможном слиянии «Республиканской корпорации «Телевидение и
радио Казахстана» и ЗАО «Агентство «Хабар» «ложными слухами» ­ полный текст
интервью см., пожалуйста, в бюллетене N 3 (30) за 1999 год.

По поводу «Хабар­2» в уже упоминавшемся интервью «Новому поколению» (31 марта
2000 года) Дарига Назарбаева сказала следующее:

«С идеей создания национального канала на государственном языке мы стучались в
ворота властного Олимпа примерно два года назад. Мы предлагали объединить два
государственных канала в единую структуру и организовать качественное
казахскоязычное вещание на существующих ресурсах канала «Казахстан­1».

К сожалению, наше предложение отклика не нашло и вопрос, собственно, уперся в
мою персону. Возобладало мнение: «люди скажут, что Дарига Назарбаева подмяла
под себя все государственное вещание».

Отец мне так и сказал: «Мы объединим каналы, но тебе придется уйти». Согласиться
с этим я не могла, поскольку уверена, что без меня проект завалился бы. К тому же
развитие «Хабара» на полпути оставлять мне не хотелось. В итоге мы пошли по пути
наименьшего сопротивления, решив создать «Хабар­2».

Думается, сказанное отчасти проливает свет на причины создания «Хабар­2» и
передачи в доверительное управление «Хабару» акций корпорации «Телевидение и
радио Казахстана». Сейчас, по прошествии времени, все действия руководства
«Хабара» выстраиваются в логическую цепочку. Было решено пойти «по пути
наименьшего сопротивления»: «Хабар» начал заполнять собой казахстанский медиа­
рынок, создав «Хабар­2». Через три года акции ЗАО «Республиканская корпорация
«Телевидение и радио Казахстана» переданы «Хабару» в доверительное управление.
Таким образом, «объединение двух государственных каналов в единую структуру»
(хоть и спустя некоторое время) состоялось…

Кстати, в своих интервью Д.Назарбаева неоднократно заявляла об идеях создания
ряда «хабаров» и о ретранслировании «клонированных» каналов на всю республику
(интервью газете «Новое поколение»):

«…сегодня ясно, что ограничиваться только новостями нельзя и нужно все же
двигаться к корпоративной модели, созданной, например, на BBC. Мы уже сделали
первый шаг в этом направлении. Я имею в виду «Хабар­2». В будущем мы мечтаем о
«Хабаре­3» ­ образовательном канале, о «Хабаре­4» ­ канале для детей, о «Хабаре­5» ­
для молодежи. Как говорится, глаза боятся, а руки делают…».

СМИ, близкие к правительственным кругам, преподносят создание «Хабар» и
«Хабар­2» как «личную заслугу Д.Назарбаевой в создании первого
общенационального канала», сообщая, что «Д. Назарбаева стояла у истоков создания
«Хабара» осенью 1995 года, будучи в то время вице­президентом республиканской
корпорации «Телевидение и радио Казахстана». Сама г­жа Назарбаева на вопрос
журналистов, «какие достижения на посту президента «Хабара» она назвала бы
главными» отвечает: «спасли национальное государственное вещание» (интервью
газете «Караван» от 30 марта 2001 года).

Собственно, «Хабар» и возрос из недр госТВ. И поэтому может, не стоит
драматизировать ситуацию с передачей акций Республиканской Корпорации
«Телевидение и Радио Казахстана» в доверительное управление «Хабару»? Прав
обозреватель казахстанской прессы Андрей Свиридов, который пишет: «…Не будем
лукавить, об утрате как таковой организационной самостоятельности корпорации
«Телевидение и радио Казахстана» вряд ли кто всплакнет даже из числа



наблюдателей, обозревателей и защитников свободы слова. Структура эта, раз
десять переформированная и переименованная, по общему признанию, не
реформируема в принципе и ни в какую сторону…

…Если человек хочет и может руководить электронным СМИ и у него это получается,
то пусть и руково дит, чьим бы отпрыском его не угораздило родиться. Тем более, что
первоначальные информационные программы «Хабара», еще в качестве одной из
редакций Каз ТВ, являли собой заметный прогресс по сравнению с прежней
продукцией государственной телекомпании, застывшей в безнадежном «совке». Если
бы новая телекомпания действительно развивалась в эту сторону, это можно было
бы только приветствовать. Если бы возглавляемая «дочерью Казахстана» медиа­
империя могла бы ­ и желала бы ­ играть по общим правилам, а не устанавливать их
сама под себя!... И уж тем более не стремилась бы то и дело менять эти правила по
ходу игры…»

Увы. Сегодня наблюдаются попытки монополизации информационного рынка в
стране, которая на словах провозглашает рыночные принципы ведения хозяйства. А
правительство этой монополизации способствует ­ государственный пакет акций
«Республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана» отдан в
управление, по сути, частной компании (ЗАО) «Агентство «Хабар», которая вещает без
прохождения каких­либо процедур по выделению частот (все частные электронные
СМИ в Казахстане обязаны их проходить) и получает средства из госбюджета.

«Интерньюс­Казахстан» неоднократно писал о том, что определенные частные
компании пользуются льготами при вещании, получая бесплатно в свое
распоряжение лучшие частоты, современную технику, просторные здания в центре
Алматы, бюджетные ассигнования на свою деятельность и это никак не объясняется
ни обществу, ни тем другим частным вещателям, кого правительство заставляет
платить в бюджет буквально за все. По этому поводу «Интерньюс­Казахстан»
неоднократно делал запросы в Министерство культуры, информации и
общественного согласия. Ответом со стороны Мининфо было хроническое молчание.

Изначально «Хабар», как призналась г­жа Назарбаева в одном из интервью,
мыслился как телевизионное информационное агентство, своего рода CNN в
Центральной Азии: «Что­то из того, что внедрено на «Хабаре», я подсмотрела на BBC,
что­то на CNN, что­то на Reuters. Но львиная доля «ноу­хау» все же принадлежит нам
самим», ­ заявляла г­жа Назарбаева в интервью СМИ.

В прошлом году, заявляя об амбициях «Хабара» г­жа Назарбаева сказала (интервью
«Новому поколению» (31 марта 2000 года):

«С каждым годом в обществе растет потребность в сильном и независимом
общественном телевидении, которое поднимает самые острые вопросы и является
настоящим «полем битвы» между различными силами, где находят решение
наболевшие проблемы, где примиряется непримиримое, где через публичные
дискуссии достигается компромисс. Таким телевидением должен стать «Хабар»…

Интересно, что в этом же интервью на вопрос корреспондента, почему была закрыта
программа «горячий телефон», по которому телезрители могли высказать свое
мнение, г­жа Назарбаева ответила, что программа «пала жертвой» падения рейтинга».

В марте 2001 года Д.Назарбаева была избрана председателем совета директоров ЗАО
«Агентство «Хабар». И хотя СМИ писали о «неожиданной отставке», сама г­жа
Назарбаева так прокомментировала свой уход с поста президента «Хабара»:

«Прежде всего, я не назвала бы это уходом, ведь я осталась на орбите «Хабара».
Просто вместо исполнительских функций смогу теперь заниматься стратегическими
вопросами. Можно сказать, даже пошла на повышение ­ меня избрали председателем
совета директоров Агентства… Само решение не было спонтанным. Оно созрело еще
год назад ­ я поняла, что выросла, мне стало тесно в рамках канала…

…Теперь я на общественной работе, за нее даже зарплаты не полагается. Зато,
наконец, смогу сосредоточиться на главном ­ у отечественного телевидения слишком
много проблем, которые требуют немедленного решения».

Хотя Д.Назарбаева сегодня на «общественной работе», но наблюдатели и ТВ­
эксперты полагают, что, скорее всего, после формальных изменений в руководстве
«Хабара» ничего в сути и характере руководства и отношениях собственности в
Агентстве не изменится. По­прежнему Д. Назарбаева управляет и деятельностью, и
вещанием, и распределением доходов в компаниях, либо ей принадлежащих, либо
контролируемых. Более того ­ она «может сосредоточиться на главном ­ решении



проблем отечественного телевидения». Приоритетными направлениями работы
определены, например:

· участие в разработке законодательства для казахстанских СМИ, национальной
программы телерадиовещания и модернизации национальной сети
телерадиовещания;

· создание общественного телевидения;

· организация крупнейшей в Центрально­Азиатском регионе информационной
службы и информационно­аналитического центра в ее структуре, телефабрики,
культурно­образовательного телеканала (включая распространение его программ по
сети Интернет) и т.п. ­ подробности см., пожалуйста, в N 7 (101) за 2001 год.

К сожалению, вопрос о реальных владельцах крупнейших казахстанских СМИ
остается тайной за семью печатями. Складывается парадоксальная ситуация, когда с
одной стороны, СМИ являются формально независимыми (то есть
негосударственными, частными), а с другой ­ прослеживается явная близость
государственных структур к крупнейшим теле­ и радиосетям. В таких условиях
невозможен какой­либо контроль общества за законностью использования
государственных средств, за законностью получения и распределения доходов,
начисления налогов и т.п.

Эксперты по СМИ говорят, что сегодня все крупные казахстанские СМИ фактически
перешли в собственность членов семьи президента страны, либо частных лиц,
близких к президентским кругам. Д.Назарбаева и ее супруг ­ первый заместитель
председателя КНБ РК Рахат Алиев, владеют или контролируют (прямо или косвенно)
несколько теле­ и радиосетей, объединенных неформально в медиа­холдинг
(телеканалы Хабар, КТК, НТК, «ОРТ­Казахстан», радиостанции «Европа плюс
Казахстан», «Хит ФМ­Хабар», «Русское радио», «Радио Ретро­Караван», газеты «Новое
поколение», «Караван», типография «Каравана», информационное агентство
Kazakhstan Today, рекламное агентство TV­Media и др.).

В этом же ряду стоят телекоммуникационная компания КАТЕЛКО, «Казахстанская
Вещательная Корпорация» (зимой 2000 года постановлением правительства две
организации, в ведении которых находились телерадиопередающие средства
(передатчики, телевышки, телецентры и т.п.) были реорганизованы и права владения
и пользования государственным пакетом акций новоиспеченной организации были
переданы «КВК ­ Казахстанской Вещательной Корпорации», учредителем которой
является группа юридических и физических лиц. Эксперты задаются вопросом, кому
была выгодна приватизация госсобственности?).

В июле состоялась презентация исследовательской компании «КОМКОН­2­Евразия»,
которая фактически также является частью холдинга, хотя формально у нее
«независимые» учредители. Есть основания думать (на презентации один из
работников компании обмолвился об этом), что цель холдинга, помимо всего
прочего, ­ установить монополию на медиа­исследования.

Всего за несколько лет Дарига Назарбаева стала влиятельным «игроком» на
казахстанском медиа­рынке. Информационно­аналитический портал GazetaSNG.ru и
Фонд изучения новых независимых государств (ФИННГ) провели летом этого года
первое специализированное исследование медиа­пространства СНГ на предмет
выявления его реальных лидеров.

Председатель Совета директоров агентства «Хабар» Д. Назарбаева вошла в первую
«тройку» лидеров медиа­элиты Содружества. Есть в этом списке и Игорь Егармин,
глава «ОРТ­Казахстан», осуществляющий хозяйственное руководство
подразделениями холдинга ­ подробную информацию см., пожалуйста, в бюллетене
N 18 (112) за 2001 год.

Светлана ДЫЛЕВСКАЯ,

редактор бюллетеня Internews­Казахстан.

 
 


