
Политика  Финансы  Бизнес  Общество  Nota Bene  Онлайн-конференции  WikiLeaks
 Взгляд

ПОЛИТИКА
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС  МЕЖЭЛИТНЫЕ ВОЙНЫ  ПОЛИТОБЗОР  ПРЕЗИДЕНТ  ПРАВИТЕЛЬСТВО  ПАРЛАМЕНТ
ПАРТСТРОИТЕЛЬСТВО  ВЫБОРЫ  ОППОЗИЦИЯ  СМИ  В МИРЕ  СНГ  БЕЗОПАСНОСТЬ  СВОБОДА СЛОВА  ИНТЕРВЬЮ
TЕМА  УГОЛ ЗРЕНИЯ  В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ

13.06.2011

Информационно-пропагандистская борьба «Ак орды» с Мухтаром
Аблязовым из разовой кампании превратилась в нечто непрекращающееся
и все время расширяющееся. Благодаря этому бывший председатель
Совета директоров БТА получил такое паблисити, что другому политику и
не снилось. Особенно заметно проявила себя в борьбе с ним казахстанская
версия российского «Московского комсомольца». Это у себя на Родине это
издание скорее не любит власть, чем поддерживает ее, у нас же в стране
все наоборот. Почему так, проясняет очередной документ Wikileaks.

Данный файл датирован 21 января 2005 года и является частью оригинальной
телеграммы, полный текст которой недоступен. То есть не подлежал рассылке
сотрудникам Госдепартамента и американских дипломатических
представительств, возможно потому, что содержал сверхконфиденциальную или
секретную информацию.

Наше внимание привлекла тема данного сообщения: «Семейная империя
Назарбаева положила глаз на  независимые СМИ». А начинается документ так:
«Представители СМИ в Казахстане докладывают, что в преддверии президентских
выборов за последние несколько недель сторонники Назарбаева  увеличили
усилия, чтобы захватить право собственности на влиятельные СМИ».

Далее в документе, со ссылкой на источник в администрации президента РК,
рассказывается о давлении, которому подвергался главный редактор «Времени»
Игорь Мельцер и совладелец этого издания, председатель Совета директоров
«Казкоммерцбанка» Нуржан Субханбердин.

Что нас поразило, так это информация со ссылкой на НПО, что «31  телеканал»
был: «недавно куплен зятем президента Назарбаева», то есть Тимуром
Кулибаевым. А мы-то, думали, что на этот медиа-ресурс пришли российские
инвесторы! Получается, через них туда забрался вездесущий «зять нации».

После чего в документе делается резюме: «Эти действия отражают, как минимум,
растущее стремление держать СМИ под контролем, а более вероятно — большие
усилия правительства получить полную монополию над наиболее влиятельными
СМИ Казахстана».

Далее со ссылкой на источник "Немецкой волны" (Deutsche Welle) Госдепартаменту
США сообщили, что Нуржан  Субханбердин был вынужден продать часть своего
пакета акций «Времени» другому доверенному человеку Назарбаева Булату
Утемуратову. Тогда секретарю Совета безопасности РК и председателю
национальной комиссии по вопросам демократизации. Продать в «обмен
на "иммунитет" от преследований со стороны руководства национального банка.

Источник "Немецкой волны" также сообщил, что правительство уже определило,
что новым "спонсором" «Времени» станет «Народный сберегательный банк»,
который как раз тогда возглавил Григорий Марченко.

В документе процитированы слова Алтынбека Сарсенбаева, который погибнет

БТА: "зачистка" по
третьему кругу

22.04.2015

Причуды
дипломатии

20.04.2015

найти на сайте

ДОСЛОВНО
Плановый ремонт на
Шымкентском НПЗ завершен...
Казахстанцы увеличили
денежные переводы в РФ на
5,4%...
Национальное ТВ прервало
вещание из-за проблем со
спутником...
РК присоединится к программе
либерализации автоперевозок...
России пора
диверсифицировать экономику
как в Китае...
Политдиректора «шестерки» и
Ирана соберутся в Вене...
Промежуточные итоги
легализации в РК не оправдали
ожиданий...

НАМ ПИШУТ

НАМ ПИШУТ - По информации
наших источников, в БТА и
"Темирбанке" началась
очередная масштабная проверка.
Причем за период с 2009 года.
Ревизуют действия седователей,
расследовавших дела в
отношении команды Аблязова. То
есть теперь проверяют
проверяющих....

НЕФОРМАТ!

НЕФОРМАТ! - Запад
раскритиковал выборы в
Узбекистане, однако президент
США Барак Обама вдруг прислал
Исламу Каримову теплые
поздравления с победой.
Почему?..

Петрушова Ирина

Как семья Назарбаева положила глаз на независимые СМИ

 RSS ·  PDA ·  TXT ·  Eng ·  Қаз

Дулат
МУСАТАЕВ

Сергей
РАСОВ

a-kz.info/news/politics/15418/

1respublika-kz.info/news/politics/15418/



через два месяца, сказанные им "Немецкой волне" о том, акционеры «Времени»,
связанные с правительством, установили жесткий контроль над изданием, и любое
упоминание о членах «Ак Жола» стало проблематично.

И вот тут мы подошли к ответу на вопрос, почему казахстанское издание
«Московского комсомольца» так активно и бесцеремонно «мочит» Мухтара
Аблязова. Цитируем: «Что касается других событий, Розлана Таукина, президент
медийного НПО "Журналисты в беде", сообщила, что второй зять президента
Тимур Кулибаев добавил 31 Канал в свою СМИ-империю, которая уже включает
в себя казахстанские филиалы «Комсомольской правды», «Аргументы и Факты»,
и «Московский Комсомолец», а также «Астана ТВ», «Тан ТВ», и ежедневную газету
«Литер». Если это правда, то приобретение Кулибаевым 31  Канала означает, что
все девять телевизионных сетей, вещающих в нескольких областях, являются
собственностью или находятся под контролем — либо государства, либо Семьи
Назарбаева».

По большому счету то, что сообщает американское посольство из Казахстана
в Вашингтон, давно не секрет для казахстанцев. Но данная депеша
в Госдепартамент свидетельствует как минимум о двух вещах: там прекрасно
понимают, кто и зачем мочит Мухтара Аблязова, и кто контролирует медийное
пространство страны. Но США молча все принимают, видимо, действительно
обменивая права и свободы казахстанцев на нефть для поставок в свободный мир.

Ниже читайте полный перевод телеграммы.

Дата: 1/21/2005 4:49

Число Ссылки: 05ALMATY215

Источник: Офис США, Алматы

пункт назначения: 05 Алматы 109|05 Алматы 83

Эта запись является частью оригинальной телеграммы. Полный текст
оригинальной телеграммы недоступен.

ТЕМА: Семейная империя Назарбаева положила глаз на независимые СМИ

Ссылка:  A) Алматы 109   B) Алматы 83

1. (СБУ) РЕЗЮМЕ.

Представители СМИ в Казахстане докладывают, что в преддверии президентских
выборов, за последние несколько недель, сторонники Назарбаева увеличили
усилия, чтобы захватить право собственности на влиятельные СМИ.

Один источник из администрации президента раскрыл, что Игорь Мельцер,
редактор успешной еженедельной газеты Время, подвергается всё большему
и большему давлению со стороны правительства, чтобы он ушёл в отставку
со своей должности и принял руководство агентства по связям
с общественностью, работающего на
правительство.

Один акционер газеты "Время ", Председатель КазКоммерцбанка, Нуржан
Субханбердин, также подвергается давлению, чтобы он продал свою долю акций
в обмен на "иммунитет" от преследований членами национальных банков.
Источники НПО сообщили, что другой, по умолчанию независимый телеканал,
Канал 31, был недавно куплен зятем президента Назарбаева.

Эти действия отражают как минимум, растущее стремление держать СМИ под
контролем, а более вероятно — большие усилия правительства получить полную
монополию над  наиболее влиятельными СМИ Казахстана. КОНЕЦ РЕЗЮМЕ.

Время: изменения в управлении?

2. (СБУ) Ссылаясь на источник из президентской администрации, 9 января,
"Немецкая волна" (Deutsche Welle ) издала доклад о том, что с середины декабря,
Игорь Мельцер, главный редактор известной еженедельной газеты "Время" был
под сильным давлением в пользу его отставки с должности редактора и принятия
руководства агентства по связям с общественностью, работающего
на правительство. Отчет газеты Время "не устроил" администрацию, по словам
источника, из-за общего оппозиционного тона и, в частности из-за "пропаганды"
идей оппозиционной политической партии "Ак Жол". Заместитель главного
редактора "Времени", Марат Асипов опроверг слухи о давлении со стороны
правительства.

3. (СБУ) Наблюдатели СМИ считают, что Время действительно получает
финансовую поддержку от АО "Казкоммерцбанк" и директор банка, Нуржан
Субханбердин, его главный акционер, иногда оказывают влияние на содержание
газеты, в пользу партии "Ак Жол ". Субханбердин не зарегистрирован как член
этой партии. (Примечание: В начале декабря, Субханбердин, наряду с другими

12 февраля 2015 года
шеф-редактор портала
"Республика"

ПОДПИСКА НА
НОВОСТИ

укажите ваш e-mail

АРХИВ
апрель 2015

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10 11 12

13 14 15 16 17 18 19

20 21 22 23 24 25 26

27 28 29 30

архив материалов

2respublika-kz.info/news/politics/15418/



главами семи крупнейших банков Казахстана, подписали заявление на имя
Президента обещая не участвовать и не финансировать деятельность
политических партий.) Мельцер, однако, пытается сбалансировать оповещение
президентской администрации  равным количеством времени для оппозиции, и он
стремится уделить всем сторонам возможность для выражения своих взглядов.

Коммерческое Спонсорство газеты Время

4. (СБУ) Источник "Немецкой волны" (Deutsche Welle) также сообщил, что
Субханбердин был усиленно вынужден продать часть своего пакета акций Булату
Утемуратову, секретарю совета безопасности и председателю национальной
комиссии по вопросам демократии и гражданского общества, в обмен
на "иммунитет" от преследований со стороны руководства членов национального
банка. Источник сообщил, что правительство уже определило, что Народный
сберегательный банк станет новым "спонсором" Времени. Бывший Экономический
советник президента Григорий Марченко был назначен председателем Народного
сберегательного банка 10-ого января (ссылка А).

5. (СБУ)  сопредседатель "Ак жол" Алтынбек Сарсенбайулы сообщил "Немецкой
волне" (Deutsche Welle), что акционеры Времени, связанные с правительством,
установили жесткий контроль над изданием, и любое упоминание о членах Ак Жол
стало проблематично. Он также сказал, что кто-то из администрации президента
позвонил в редакцию газеты и запретил ей публиковать фотографии событий
в Киеве, связанных с президентскими выборами.

Управление газеты Время

6. (СБУ) Мельцер хорошо известен за его профессионализм и его преданность
новостному бизнесу. С тиражом в 180000, Время является самой популярной
газетой в Казахстане, за исключением еженедельного "Караван". Мельцер
заведовал и управлял Караваном как серьезной газетой, до того как её приобрёл
в 1997 году первый зять президента, Рахат Алиев и превратил её в бульварную
газету.

В середине 1990-х годов Мельцер был Генеральным директором станции КТК
Телевидение, которую Алиев также купил. КТК был первой независимой
телевизионной станцией Казахстана, и под руководством Мельцера накопила
верных поклонников за свои программы новостей, критикующие государственных
должностных лиц, а также за развлекательные программы угождающие массовым
аудиториям. В настоящее время, новости КТК  отчётливо поощряет управление
и жёстко критикует оппозицию.

31-й Канал

7. (СБУ) Что касается других событий, Розлана Таукина, президент медийного НПО
"Журналисты в беде", сообщила, что второй зять президента, Тимур Кулибаев
добавил  31-й Канал в свою СМИ-империю, которая уже включает в себя
казахстанские филиалы Комсомольской правды, Аргументы и Факты, и Московский
Комсомолец, а также Астана ТВ, Тан ТВ, и ежедневную газету Литер. Если это
правда, то приобретение Кулибаевым 31-ого Канала означает, что все девять
телевизионных сетей, вещающих в нескольких областях, являются собственностью
или находятся под контролем — либо государства либо Семьи Назарбаева.

8. (СБУ) Комментарий: Эти действия отражают как минимум, растущее стремление
держать СМИ под контролем, а более вероятно — большие усилия администрации
получить полную монополию над  наиболее влиятельными СМИ Казахстана.
Сторонники СМИ замечают тревожную тенденцию на подавление несогласия,
тенденция, которая включает в себя один миллиард тенге (7,5 млн. долл. США).  В
октябре был подан иск телевизионной компанией "Хабар" Дарига Назарбаева
против "Ак-жол" Сарсенбайулы (ссылка Т), 30 декабря был подан иск диффамации
против бывшего президентского сторонника, а ныне критика Заманбека
Нуркадилова, и скорое решение 6-ого января распустить оппозиционную партию
"Демократический Выбор Казахстана» (ссылка В). Если Время в конечном итоге
окажется в руках Народного банка, возникает вопрос, какое СМИ будет
следующим?

9. (U) Минимизация Душанбе взята на рассмотрение.

КОНЕЦ ТЕЛЕГРАММЫ

harehareharehare
© "Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА", свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44199, выдано Федеральной службой по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Все права на материалы и новости, опубликованные
на этом сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ перепечатка или цитирование материалов без письменного
разрешения правообладателя, прямой гиперссылки на страницу, с которой материал заимствован, для электронных СМИ, и с указанием названия
источника "Информационно-аналитический портал "Республика" для печатных СМИ. ЗАПРЕЩЕНО использование без письменного разрешения
редакции фотографий, видео и другого иллюстративного материала. Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях, в материалах рубрики "Нам пишут" и сделанных на основании комментариев в социальных сетях, а также в
мнениях, полученных в ходе опросов, в интервью и авторских материалах.
Контакты · Реклама · Обратная связь · Ссылки · Взгляд

3respublika-kz.info/news/politics/15418/




